Ежегодно в Центре получают реабилитацию более 240 детей. В том числе дети, уже прошедшие или нуждающиеся в операции кохлеимплантации.
В 2012 году Центр начал сотрудничество с программой «Я слышу мир» (проект «Защита детей» партии «Единая Россия»). По этой программе заключен договор, получено оборудование для настройки речевых процессоров фирмы «MEDEL».
В рамках проекта, специалисты ЛОР НИИ г. Санкт-Петербурга провели две настройки речевых процессоров детям с кохлеоимплантами, на базе нашего Центра. В последующем, специалисты Центра самостоятельно проводят данную настройку с помощью полученного оборудования.
Профиль ГБУЗ АО «Центр реабилитации Надежда»:
Сурдология |
Логопедия |
Психоневрология |
Различная патология слуха | Различная патология речи |
1. Нарушение интеллекта, коммуникации, общения и обучения вследствие органического поражения головного мозга, болезни Дауна, РДА.2. Невротические расстройства:- неврозы;- неврозоподобные состояния; — расстройства эмоций и поведения. |
Порядок направления в Центр реабилитации детей и подростков с нарушением слуха, речи и других высших психических функций.
1. Показаниями для направления в Центр реабилитации детей и подростков с нарушением слуха, речи и других высших психических функций является:
— различная патология слуха;
— специфические нарушения развития речи у детей и подростков (специфическое расстройство артикуляции, расстройство экспрессивной и рецептивной речи, другие расстройства речи, после кохлеарной имплантации;
— задержки психического развития, в том числе у детей и подростков с нарушениями, возникшими вследствие перинатальной патологии, черепно-мозговых травм, органических поражений головного мозга, генетической патологии, — нарушение коммуникации и общения, возникших вследствие перинатальной патологии, черепно-мозговых травм, органических поражений головного мозга, генетической патологии;
— невротические расстройства.
2. Противопоказания для направления детей и подростков в Центр:
— все заболевания в острой стадии, в т.ч. острые инфекционные заболевания;
— хронические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;
— грубые расстройства психики, препятствующие работе специалиста с ребенком;
— умственная отсталость II-III степени;
— эпилепсия с изменениями личности и поведения, с частыми дневными припадками;
— злокачественные новообразования в активной фазе;
— опухоли головного и спинного мозга;
— кахексия любого происхождения.
Дети, посещающие специализированные детские сады в Центр реабилитации не принимаются.
Отбор пациентов на реабилитацию осуществляется специалистами Центра в порядке очередности с учетом медицинских показаний.
3. При обращении в Центр необходимы следующие документы:
— направление с указанием основного диагноза, сопутствующих заболеваний;
— выписка из истории развития ребенка, истории болезни с заключением специалистов и данными исследований, ИПР;
— паспорт родителя (или законного представителя) ребенка;
— свидетельство о рождении ребенка.
Схема диагностики, медицинской реабилитации и социальной адаптации в ГБУЗ АО «Центр реабилитации «Надежда»
1. Отделение диагностики и разработки программ реабилитации
(диагностика и разработка индивидуальной программы (реабилитации)
Виды диагностики |
||
Медицинская диагностика |
Функциональная диагностика |
Психолого-педагогическая диагностика (оценка) |
1. Врач-педиатр | 1. Аудиометрия | — интеллекта |
2. Врач-невролопатолог | 2. Отоакустическая эмиссия | — развития речи |
3. Врач-сурдолог | 3. Тимпанометрия | — психологической зрелости |
4. Врач по лечебной физкультуре | 4. Импедансометрия | — личностных особенностей |
5. Врач-отоларинголог | 5. КСВП | — обучаемости |
6. Врач функциональной диагностики |
х |
— социальной адаптации |
7. Врач-психотерапевт |
х |
х |
8. Медицинский психолог |
х |
х |
2. По окончанию диагностики проводится медико-педагогическая комиссия, на которой определяется:
— реабилитационный потенциал ребенка;
— разрабатывается реабилитационный маршрут;
-определяются сроки реабилитации;
3. Отделение реабилитации
Психотерапевтический кабинет
Проводится реализация программы восстановительного лечения и реабилитации (Реабилитационного маршрута)
Медицинская реабилитация |
Психолого-педагогическая реабилитация |
Социальная реабилитация |
Медикаментозная | Комплексная слухоречевая (верботональная | Социально-средовая |
ЛФК | Психологическая | Социально-бытовая |
Массаж |
х |
х |
Слухопротезирование |
х |
х |
Психотерапия |
х |
х |
Формы работы специалистов Центра:
— индивидуальные первичные приемы;
— сопровождение детей во время реабилитационных занятий;
— осмотры детей во время реабилитационных занятий по показаниям;
— совместный первичный прием 2-мя и несколькими специалистами (мультипрофессиональная команда);
— консультации родителей (законных представителей) ребенка;
— индивидуальные занятия: если у ребенка имеются нарушения в нескольких областях развития, работу с ним может вести не один специалист, а мультипрофесиональная команда;
— групповые занятия;
— повторные консультативные приемы специалистов;
— командное обсуждение.
Организация восстановительного лечения, медико-педагогическй и социально-психологической реабилитации регламентируется нормативами лечебного профиля учреждения, годовым календарным графиком, расписанием занятий, разработанной специальной индивидуальной реабилитационной программой, составленной для каждого ребенка, в виде долгосрочной и краткосрочной реабилитации (в зависимости от нозологии).
Расписание реабилитационных занятий (консультаций, осмотров) составляется администрацией учреждения по представлению медицинских и педагогических работников Центра для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, возрастных особенностей детей, диагноза, реабилитационного маршрута и установленных санитарно-гигиенических норм.
1. Организационная форма работы — группы кратковременного пребывания детей (без питания):
— 08.30 -11.30 — I группа;
— 12.30 – 15.00 – II группа;
— 15.00 – 16.30 – III группа, консультативные приемы.
2. Кратковременное пребывание детей в группе предполагает проведение не менее 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2 – 3 часов в неделю (при наличии тяжелой патологии, выраженного синдрома психомоторной расторможенности, синдрома глубокой социальной дезадаптации).
3. На всех этапах реабилитационной работы специалисты Центра проводят работу с родителями (законными представителями) ребенка.
4. В зависимости от степени выраженности дефекта, темпов продвижения его в процессе восстановительного лечения и реабилитации пребывание ребенка может длиться до начала обучения в образовательном учреждении. В определенных случаях (дети с нарушением слуха) реабилитация продолжается до 18 лет.
5. Родители (законные представители), проживающие на значительном расстоянии от Центра, не имеющие возможности приводить своего ребенка на лечение и реабилитацию ежедневно, могут приезжать с ним 2 – 4 раза в год на курсовую реабилитацию, в течение которой ребенок будет посещать занятия ежедневно. В заключение цикла родители (законные представители) получают рекомендации специалистов по дальнейшей реабилитации обучению и воспитанию ребенка в условиях семьи.
6. По окончанию курса реабилитации оформляется выписной эпикриз, даются рекомендации специалистов.